Электричка и я до запуска МЦД

0

С сентября прошлого года я начал периодически ездить на работу и даже с работы на электричке. Ближе к ноябрю я перебрался на неё практически полностью. Меня вполне устраивает, что я на 10-15 минут дольше еду, так как в электричке (удивлены?) мне просто комфортнее. Но уже во второй половине декабря компания-перевозчик (ЦППК) приготовила для меня неприятный сюрприз – отмену остановки на моей домашней платформе той электрички, на котором я по утрам с ветерком добирался до офиса без пересадок, буквально от двери до двери. В январе отчего-то у ЦППК проблем стало еще больше, потому я начал задумываться о том, что снова перебраться под землю. Но окончательно все решилось на этой неделе. Писал я эту заметку почти две недели, постоянно прерываясь, погружаясь в другие дела и проблема, а потом возвращаясь к ней с новыми силами. Но сейчас я со всем разберусь и расскажу о своем окончательном решении относительно использования электрички в качестве своего основного транспорта на каждый день.

Доводы за электричку

Начну с положительных моментов, из-за которых я решил использовать электричку как ежедневный транспорт для доставки себя на работу. Я уже давно писал о том, что начал с ездить на электричке, и чем она хороша. Но напомню ещё раз.

Утром в метро меня ждут переполненные вагоны с людьми, которые заходят и выходят на каждой станции. Если я еду в метро утром, и мне пришло уведомление на телефон, мне придётся ждать станции, на которой выйдет большая часть пассажиров, чтобы посмотреть его. Что уж говорить о том, чтобы читать, играть, смотреть видео и общаться с кем-то на телефоне или планшете. И уж тем более работать. При этом меня ждут два варианта маршрута: две пересадки и беготня по переходам, одна пересадка и выход на поверхность через «Савёловскую», одну из самых неприятных станций метро. В обратную сторону ситуация совсем почти такая же, только людей чуть меньше.

В электричке же меня ждёт внезапный комфорт. Людей едет немного, а потому я без проблем сажусь на хорошее место. Утром чаще всего я практически весь маршрут сижу один, а вечером ко мне в «беседку» подсаживаются несколько человек, которые совсем не мешают. При этом я без проблем могу делать кучу вещей: работать на ноутбуке, играть, читать, смотреть видео и многое другое. Я сижу, мне никто не мешает. В отличие от метро всё намного тише, светлее: нет тоннелей, поэтому за окном проплывают пейзажи разной степени паршивости, но всё же не мрачные стены подземки. В итоге 40-45 минут поездки на электричке я трачу с пользой, не испытываю толканий и хамства. Да, получается чуть дольше, но это того стоит.

Кроме того, я обнаружил неожиданный эффект от утренних прогулок до платформы и поездок на электричке. Так как я испытываю от них в основном положительных эмоции благодаря физической активности и возможности заниматься в течение 40 минут спокойно каким-то делом, в целом мой день стал проходить лучше. Это стало для меня своеобразной зарядкой. Даже если случилась какая-то беда (электричка отменена, а ЦППК не сразу в этом сознается), то даже я дорогу до офиса или до дома начинаю воспринимать как быстротечное, но все же приключение. Все это действительно встряхивает меня. И в результате внезапно я чувствую себя значительно лучше, чем в те дни, когда мне приходится ездить исключительно на метро.

Отмечу только, что по сравнению со многими другими направлениями на моём не такой ужасный подвижной состав. Можно вполне удачно попасть в новый поезд «Стандарт Плюс» с тихим и мягким ходом, с комфортными сидениями, а также с WiFi, туалетами, кондиционерами и местами для провоза велосипедов. В худшем случае оказываешься в старом ЭД4М, который в целом в нас не катастрофа. Чаще всего там новые или почти новые сидения, ремонт. Откровенных «помоек» всё меньше и меньше.

Но всему этому сложно радоваться, когда есть целый ряд сильно досаждающих проблем. Они просто берут и портят общие впечатления от использования такого транспорта.

Доводы против электрички

Во-первых, это расписание. Порой довольно сложно попасть в нужное время в нужное место, так как поездов на самом деле не так уж и много. Утром они идут плотным потоком, который заканчивается в начале 9. После этого перерыв может быть довольно внушительным. А если необходимо попасть на другую линию (с моего Курского направления поезда ходят сейчас на Рижское и на Можайское), то проблем с расписанием куда больше. Вечером также порой сложно попасть в нужное место, не прождав 15-30 минут. Очевидно, что в настоящее время электрички являются в первую очередь пригородным транспортом, отчего и расписание строится с учётом маршрутом для жителей Подмосковья. Поэтому я не могу прямо сказать, что расписание – главная проблема.

Во-вторых, это очень неудобная система билетов. На большинстве направлений нельзя просто взять и купить билет на телефоне. А там, где это возможно, отзывы пассажиров не самые радужные. Нельзя полноценно использовать «Тройку». Приходится покупать билеты в кассах и медленных терминалах. Если правильно не рассчитать запас времени, можно, стоя в очереди за билетом, увидеть уходящую от перрона нужную тебе электричку. И придется либо выбирать другой транспорт, либо ждать следующего. Как следует из описаного выше, в зависимости от времени и станции назначения можно ждать довольно долго. А если вы купить билет на завтра, чтобы утром сразу пройти, то будьте осторожны. В терминале нужно специально вручную выбрать дату, когда вы будете входить на станцию отправления. Иначе вы просто потратите деньги, так как купленный сегодня билет на выход можно использовать только сегодня. Хорошо, что хотя бы с обратными билетами проще, они действуют дольше. Сами билеты представляют собой нечто похожее на чеки со штрихкодами, которые довольно легко помять, но которые довольно сложно считывать турникетам. Что также порой вызывает проблемы в виде стихийных заторов при входе на платформу.

В-третьих, это стабильность и система оповещения о проблемах. Представьте себе такую ситуацию. Вы пришли на платформу, купили билет, чтобы через 5 минут сесть в электричку и поехать до пункта назначения. Приходит время прибытия поезда, но его нет. В приложениях ЦППК и Яндекс.Электрички при этом всё нормально, состав якобы движется от станции к станции по расписанию. Проходит ещё пара минут, мимо платформы пролетает долгожданный поезд, не делая остановки. И в приложениях он получает статус «Возможно опоздание», а потом «Отменён». Со следующим поездом случается тоже самое. И только после 25 минут на морозе ты садишься в электричку, которая едет лишь до двух третей твоего пути. При этом громкая связь на платформе молчит, никаких объявлений нет. Десятки человек на твоей платформе растеряны и не понимают, что происходит. Это самый негативный сценарий, но проблемы с опозданием электричек постоянные, поэтому приходится начинать наблюдение за нужной электричкой за час до прибытия на нужную тебе платформу, чтобы заранее понимать. Иначе может сложиться ситуация с необходимостью добираться до точки назначения какими другими способами.

В-четвертых, неразвитая сеть и отсутствие пересадок. Если вы посмотрите на карту железнодорожных путей, которые опутывают Москву и Подмосковье, вы найдете множество мест, где пересекаются сами дороги, где станции разных направлений стоят друг рядом с другом. Но пересесть у вас с одного направления на другое просто так не получится. В лучшем случае придется пройтись пешком и заплатить на вход еще раз. Прибавьте к этому очередь в терминале или в кассе, а также необходимость ожидания нужного поезда из-за сложного и неравномерного расписания.

Схема станций и путей МЖД. Источник: Wikipedia.org

Внезапным исключением является Курское направление, на котором можно прокатиться на поездах, следующих также по Рижскому и Смоленскому направлениям. И казалось бы, платформа «Каланчевская» этого направления расположена прямо у знаменитых трех вокзалов, откуда можно уехать на Ярославское, Ленинградское и Казанское направления. А с Курского вокзала поезда уходят и на Горьковское направление, и на Рижское, Курское и Смоленское, хотя и с разных платформ. Просто почитайте про Алексеевскую соединительную линию, впечатлитесь масштабами задумки и размахом инфраструктуры. Прибавьте тот факт, что МЖД обслуживает не только столику и Подмосковье, но и близкие к нему области. Не зря Московский железнодорожный узел считается одним из самых сложных и крупнейших не только на территории бывшего СССР, но и вообще в мире.

Я верю, что в самом ближайшем будущем благодаря различным проектам вроде Московских Центральных Диаметров и Московского Центрального Кольца не самые удобные электрички станут действительно превращаться в наземное метро по стабильности и удобству. Я понимаю, что это делается в первую очередь для жителей ближайшего Подмосковья, которым просто необходим способ быстро и легко добираться до Москвы и других городов. Не стоит недооценивать МЦД как возможность организации легкой транспортной доступности и для отдаленных от центра районов столицы, у которых исторически проблемы со скоростным транспортом (привет, два Бирюлева).

Любопытно, что я начал свою заметку, будучи заряжен довольно негативно из-за постоянных проблем ЦППК. Но заканчивая ее я действительно задумался о том, как же сложно устроен железнодорожный транспорт, как я в нем ничего не понимаю. Ведь помимо обычных электричек железные дороги обслуживают товарные составы, поезда дальнего следования и много чего еще, о чем простой обыватель даже не догадывается. Но при этом я стал еще больше верить в то, что в будущем именно железнодорожный транспорт может стать самым значимым и важным. Он очень интересный и крутой, жаль, что за последние десятилетия в нем разочаровывались, его забывали, пути разбирали, платформы бросали. Сейчас постепенно все начинает вставать на свои места. Не могу этому не радоваться.

Финал

Описав столько не самых лучших особенностей использования электрички как городского транспорта и попытавшись от него отказаться на прошлой неделе, я вновь вернулся на свою платформу в четверг утром. И без острой необходимости в метро я спускаться не намерен. Я буду продолжать пользоваться электричкой как своим основным транспортом для пути на работу и обратно, домой. Осталось дождаться запуска двух первых линий МЦД в начале 2020 года, чтобы окончательно утвердиться в своем выборе и оказаться в числе первых, кто стал постоянно использовать перспективный железнодорожный транспорт.