Сериал «Чернобыль» как лакмусовая бумажка современного общества в России

0

Мини-сериал от HBO «Чернобыль» стал настоящим событием не только с точки зрения художественной ценности, но и послужил хорошим инструментом для проявления свойств разных групп людей в современном обществе России. Сериал получил крайне высокие оценки как в нашей стране, так и зарубежом, отчего его обсуждение идёт громче, а споры горят всё ярче и жарче.

Лично мне «Чернобыль» понравился. Я прекрасно осознаю, что это не реконструкция реальных событий, а художественное произведение. Но именно как художественное произведение данный сериал впечатляет больше всего. Игра актёров просто на высочайшем уровне. Больше всего хочется отметить Джареда Харриса в роли Валерия Легасова и Стеллана Скарсгарда в роли Бориса Щербины. И это логично – центральные персонажи и должны впечатлять. Но не менее яркие образы вышли и остальных актёров: органичные и целостные. Постановка не оставляет равнодушным: каждая серия представляет из себя очень сильную драму, от которой порой бегут мурашки по коже. Очень жаль осознавать, что отечественному производству фильмов и сериалов просто невероятно далеко до такого уровня. Даже скажу больше, уровень «Чернобыля» настолько высок, что вряд ли достижим даже для подавляющего большинства западных производителей.

Но всё же «Чернобыль» – это художественное произведение, хоть и основанное на реальных событиях. В нём ради драмы многое изменено, переиграно и показано более ярко и гротескно, чем это было на самом деле. Благодаря этим изменениям сериал воспринимается именно таким сильным произведением. Без них он был бы другим. Вероятнее всего, не таким берущим за душу и впечатляющим. Только вот у этих изменений в отношении реальных событий есть обратная сторона медали, к сожалению.

Благодаря высокому качеству постановки зритель начинает безусловно верить в происходящее на экране. И это для большей части аудитории может полностью заменить остальные источники информации о тех трагических событиях, о том времени, вообще о советских людях и той стране из уже далёкого прошлого. Именно в этом опасность таких произведений: они формируют новую реальность, закладывают вымышленные факты в голову, искажают восприятие других, документальных источников. Авторы «Чернобыля» безусловно проделали серьёзный труд и даже смогли объяснить почти каждое допущение, искажения и другие изменения в реальных событиях и героях в рамках специального подкаста HBO. Но эта информация дойдёт лишь до мало числа зрителей. А у большинства те трагические события, та эпоха и жившие тогда люди навсегда останутся именно такими, какими они показаны в сериале. К слову, некоторые издания сделали материалы, посвящённые сравнению художественного вымысла с исторической реальностью. Например, Forbes разложили всё это довольно доступно и понятно. Если не хотите тратить время на изучение темы через большие статьи, книги, документальные фильмы, то хотя бы прочтите это. Также у Forbes есть крайне интересный материал о советской робототехнике, которая была разработана и применена для ликвидации катастрофы.

Кстати, хочу отметить, что «Чернобыль» от HBO, заигрываясь с художественным вымыслом, входит в противоречие сам с собой. Основной целью авторов, в чём они сами и сознавались, была наглядная демонстрация того, как ложь на государственном уровне ведёт к трагическим событиям и усугубляет уже случившуюся катастрофу. С помощью своего сериала авторы стремятся показать чудовищность лжи. Но при этом сами начинают оперировать ложью, мотивируя её применение художественной необходимостью. Да, мне сериал очень понравился. И я не увидел там ярой антисоветчины, которая лежит на поверхности. Но я прекрасно понимаю, что сегодня мы живём в мире победившего капитализма, и ему крайне важно закладывать в головы молодых поколений отторжение левых идей на примере уже мёртвого СССР. Поэтому как бы героически не были показаны ликвидаторы катастрофы, каким бы мирным и спокойным не выглядел Советский Союз, авторы сериала в интервью Hollywood Reporter прямо говорят, что Чернобыльская катастрофа была возможна только в СССР.

Но давайте же вернёмся к той идее, которую я озвучил в заголовке этого поста. Самое важное, что сделал сериал «Чернобыль» в современной России, – это то, какую реакцию он вызвал в обществе. Он смог показать все противоречия, крайности восприятия и запутанность в самосознании граждан нашей страны. С выходом каждой новой серии градус противоречий нарастал. После завершения сериала стало ясно, что наше общество в настоящее время зависло, оно потеряно и никак не может найти себя. Оно одновременно продолжает пытаться любить западный мир, который так желали наши родители (и их очень сложно за это винить), но также оно постепенно осознаёт, что всё намного сложнее, чем кажется. Что в США вовсе не такая уж и счастливая жизнь для всех и каждого. И что у видимого благополучия, у так называемой яркой и красочной витрины капитализма есть цена (и внезапно некоторые аспекты советской антикапиталистической пропаганды внезапно оказались правдой). Часть общества допускает мысль о том, что развал СССР и выбор того пути, по которому мы сейчас все идём, – серьёзная ошибка. Особенно это касается моего поколения, которое родилось в середине и в конце 1980-х, захватило во вполне осознанном возрасте и прямую проекцию последних лет Советского Союза на жизнь, и те самые сумасшедшие девяностые. И вот сериал «Чернобыль» внезапно смог заставить вылить наружу все сомнения и мысли. По моим наблюдениям, после просмотра сериала люди разделились на несколько лагерей.

Первые с помощью сериала утвердились в мысли, что в СССР был абсолютно людоедский режим, который и привёл к самой Чернобыльской катастрофе, и к чудовищным методам её ликвидации. Для них в той стране не может быть ничего хорошего. Они возвели в абсолют те идеи, которыми руководствовались наши враги в Холодной войне. Если нужно, эти люди спокойно могут закрыть глаза на реальные факты и логические цепочки, лишь бы доказать все ужасы той страны. Эта группа радуется тому, что СССР развалился, а после наступили «святые девяностые».

Другие воспринимают сериал исключительно как антисоветскую, а значит и русофобскую пропаганду. Они поливают авторов «Чернобыля» грязью, не видя даже того, какими невероятными героями в сериале показаны простые советские люди. Эта группа людей видит только клюкву и кричит о том, что в реальности всё было иначе, будто бы им показывают не художественный фильм, а хронику. Для них СССР является непогрешимым, а кто с этим не согласен – тот идейный вражина.

Третьи вообще не пытаются разобраться в том, какие идеи закладывают авторы «Чернобыля» в своё творение, как они пытаются их донести. Им просто нравится смотреть очень качественно сделанный сериал, а показанные в нём исторические события – это ведь уже довольно далёкое прошлое, оно не имеет особого значения. Сериал интересный и модный, его все обсуждают, а ты в теме. Что ещё нужно? Да вроде бы и ничего.

Знаю, знаю. У вас появился вопрос, к какой группе отношу себя я? Есть ещё одна группа, которая пытается балансировать и анализировать первые две позиции. Это довольно рисковая группа, так как она может быть легко растерзана и антисоветчиками, и мечтающими возродить СССР именно в том виде. Я отношу себя именно к этой группе. Наверное, ни для кого не секрет, что мои политические взгляды всё больше стремятся в левую сторону, но при этом осознаю проблемы, которые привели к краху той сверхдержавы, в которой я родился. Поэтому в «Чернобыле» я вижу и прекрасных советских людей, единый народ, который готов сражаться за будущее и жертвовать своей жизнью просто потому что так нужно. Там же я вижу там и ту страну, которая уже не могла конкурировать со своим главным идейным врагом в лице США и сама убивала себя изнутри.

В любом случае, сериал подстегнул интерес к тем событиям, подтолкнул людей к изучению этого вопроса через чтение статей, через просмотр документальных фильмов, хроник, интервью, воспоминаний. И это очень важно. И это очень хорошо.

использованы материалы с официального сайта сериала